Основные функции этих конструкций – защита и декорирование. Доборные элементы кровли крепятся в местах соединения панелей между собой, а также служат для покрытия швов и стыков, возникающих при монтаже. Это позволяет защитить пространство внутри стен или под кровлей от проникновения влаги и пыли, а также обеспечить зданию дополнительную герметичность и теплоизоляцию. С этой же целью доборными элементами кровли оформляют стыки скатов крыш и места изломов, при этом особым плюсом считается возможность изготовления доборных элементов нестандартной формы.
Доборные элементы кровли – колпаки, снегозадержатели, кожухи, отливы – изготавливают из листовой стали на специальном гибочном оборудовании. Для того чтобы декоративные элементы кровли соответствовали общему цветовому решению здания, на них наносят полимерное покрытие; цвет покрытия можно подобрать по каталогу RAL.
Многие специалисты склонны классифицировать доборные элементы кровли на несколько видов – для кровли, для сайдинга, для заборов и парапетов. Однако на практике это разделение становится условным. Поскольку один и тот же доборный элемент (например, планка наружного или внутреннего угла) можно использовать и для монтажа кровли, и для монтажа стен. Отлив, также являющийся доборным элементом, устанавливают как при монтаже водостоков крыши, так и при проведении фундаментных работ или при монтаже оконных систем. Важно помнить, что использование не полного комплекта доборных элементов кровли в скором времени может привести к возникновению трещин и частичному, а впоследствии - и полому разрушению здания. |
ВОЗДУХОВОДЫ
Неотъемлемой составляющей систем вентиляции являются воздуховоды. По ним приготовленный приточный воздух доставляется к воздухораспределителям, а удаляемый транспортируется от вытяжных отверстий к вентиляционным камерам, через которые выбрасывается в атмосферу. Воздуховоды классифицируются по нескольким признакам: форма – круглые, полукруглые, прямоугольные; способ соединения; наличие специальных свойств – теплоизолированные, звукопоглощающие, гибкие, полугибкие; конструкция; материал, из которого они изготовлены: металлические (оцинкованная или нержавеющая сталь), металлопластиковые, неметаллические (винипласт, стеклопластик, полиэтилен и т. д.). |
|
По-прежнему больше других распространены металлические.
Их замысловатые переплетения остаются обязательным элементом интерьеров производственных помещений. Выполняются круглого или прямоугольного сечения. У круглых достоинств больше. Они не столь трудоемки в производстве – процесс их изготовления состоит из меньшего числа технологических операций. Меньшими трудозатратами сопровождаются их монтаж и теплоизоляция. При равной площади сечения на 20–30% сокращается расход металла. У круглых воздуховодов лучше аэродинамические свойства. Они "жестче" (прочнее при одинаковой толщине материала), создают меньше проблем с герметизацией стыков. Впрочем, свои козыри имеются и у "прямоугольника". И проявляются они, когда требуются воздуховоды со значительной площадью поперечного сечения или когда монтаж вентиляционных систем ведется в стесненных условиях. А прямоугольное сечение проще "вписать" в низкие потолки, оно незаметней, в меньшей степени портит интерьер. (Хотя справедливости ради следует отметить, что при качественном исполнении воздуховод сам может стать украшением интерьера, и потому "выворачивать наизнанку" инженерные системы, в т. ч. и воздуховоды, стало у современных зодчих весьма популярным архитектурным приемом). И все же, в общем случае, предпочтение отдается круглым воздуховодам, а выбор прямоугольных, согласно нормативным документам, требует соответствующего обоснования. |
|
Металлический воздуховод
Обычно стальные воздуховоды изготавливают из листа. При толщине менее 1,5 мм шов (соединение) делают фальцевым. Более толстый лист сваривается. Сварной шов, как правило, размещают на гладкой стенке, но возможно расположить его в углу, где он исполнит роль дополнительного ребра жесткости. Воздуховоды круглого сечения могут быть прямошовными (это когда соединение проходит вдоль продольной оси воздуховода) или спиральными. Во втором случае стальная лента сворачивается в виде спирали. Если толщина ленты меньше 1 мм, применяется фальцевое соединение; для ленты толщиной 1–2 мм используется сварка. Спиральные воздуховоды отличают аккуратный внешний вид, плотный шов, большая жесткость. Недостатком является повышенный расход металла. Зато длина может быть любой, тогда как прямошовные воздуховоды приходится "складывать" из сравнительно коротких кусков, затрачивая немало усилий на устройство их соединений, среди которых чаще используется фланцевое. Оно предусматривает прокладку между фланцами стыкуемых частей уплотнительного материала (резины, картона, асбестового шнура) с последующей затяжкой болтов. Возможен вариант бесфланцевого соединения с помощью бандажей. Помимо стыков есть еще одна проблема – повороты. В этом случае используются фасонные части – отводы. |
|
Воздуховод, подключенный к патрубку вентиляции
Но, оказывается, можно обойтись и без них, если использовать гибкиеи полугибкие воздуховоды. Разница между ними в том, что в отличие от первых, способных выдержать многократную гибку, полугибкие не столь выносливы – если их растянули, сжимать обратно (т. е. пытаться повернуть в другую сторону) уже не следует. Несмотря на очевидные достоинства, в нашей стране этот вид воздуховодов пока еще не получил должного применения. Обычно гибкие и полугибкие воздуховоды диаметром до 350–400 мм используются в системах вентиляции и кондиционирования с низким давлением или в периферийных секциях больших центральных систем. Применяются они и в местной вытяжной вентиляции. В европейских странах гибкие воздуховоды широко используются при организации вентиляции в жилых зданиях. Например, для обеспечения вытяжки воздуха из туалетов и ванных комнат. По сравнению с воздуховодами, сделанными из гальванизированной стали, гибкие обладают определенными преимуществами. Это, прежде всего, сокращение расхода материалов (и связанное с этим значительное уменьшение веса систем распределения воздуха), а также увеличение в несколько раз производительности при монтаже. Но есть у них и недостатки, самый главный из которых – высокое аэродинамическое сопротивление. Чтобы минимизировать его, производители рекомендуют монтировать гибкие воздуховоды в полностью растянутом состоянии, а держатели, с помощью которых они подвешиваются, располагать достаточно часто, чтобы провис не превышал 40–50 мм/м. Не должен быть слишком резким радиус изгиба при повороте (как минимум 0,55–0,56 диаметра воздуховода). |